БЕЛЯЕВА-ЭКЗЕМПЛЯРСКАЯ

БЕЛЯЕВА-ЭКЗЕМПЛЯРСКАЯ
София Николаевна (1895—1973) — российский психолог, специалист в области психологии музыки, канд. педагогических наук. В 1915 г. окончила историко-филологический фак-т Московских Высших женских курсов. Училась по классу фортепиано в музыкальном училище Андреева. С 1916 г. вела исследовательскую работу по общей психологии и психологии музыки. В 1917 г. была принята на кафедру философии при Высших женских курсах. Была д. чл. Государственного института музыкальной науки (с 1926 г. — Государственной академии художественных наук). В 1932—1935 гг. — с.н.с. акустической лаборатории при Московской консерватории, где занималась исследованием вопросов теории и психологии музыки. С 1944 г. — преподаватель, а с 1945 г. — доцент кафедры психологии Челябинского педагогического ин-та. С 1957 г. работала в Москве, в Психологическом ин-те (ныне ПИ РАО). Основные работы Б.-Э. посвящены изучению музыкального восприятия во взаимосвязи с закономерностями музыкального языка, личностно-возрастными и социально-психологическими особенностями музыкального развития слушателей и др. Б.-Э. созданы оригинальные экспериментальные методики исследования восприятия мелодического движения, психологических особенностей и типологии музыкального восприятия детей. На этой основе ею был собран и обобщен обширный фактологический материал, касающийся различных аспектов восприятия музыки, опубликованный в ряде отечественных и немецких журналов. Труды Б.-Э. стали классикой отечественной музыкальной психологии. Основные труды: О психологии восприятия музыки, М., 1923; Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте, М., 1926 (издано на нем. яз); Восприятие мелодического движения / Структура мелодии, М., 1929; Заметки о психологии восприятия времени в музыке / Проблемы музыкального мышления, М., 1974. М. С. Старчеус


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "БЕЛЯЕВА-ЭКЗЕМПЛЯРСКАЯ" в других словарях:

  • Беляева-Экземплярская, София Николаевна — род. 12 (24) мая 1895 в Петербурге. Музыковед. Кандидат пед. наук (1943). В 1915 окончила историко филологич. ф т Моск. Высших женских курсов. В 1917 оставлена на кафедре философии при курсах. Училась по кл. ф п. в муз. училище Андреева. С 1916… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Психология музыкальная —         дисциплина, изучающая психологич. условия, механизмы и закономерности муз. деятельности человека, а также их влияние на строение муз. речи, на формирование и историч. эволюцию муз. средств и особенностей их функционирования. Как наука П.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыкальная психология — …   Википедия

  • МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Герменевтика — (греч. hermeneutike, от hermeneuo разъясняю, толкую)         экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или… …   Большая советская энциклопедия

  • Мелодия — I Мелодия (от греч. melodía пение, напев, песня, мелодия)         одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент,… …   Большая советская энциклопедия

  • Мелодия — I Мелодия (от греч. melodía пение, напев, песня, мелодия)         одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент,… …   Большая советская энциклопедия

  • Ладовый ритм —         музыкально теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским. Первоначально (с 1908) называлась строение музыкальной речи , с 1918 теория слухового тяготения ; Л. р. наиболее известное её название (введено в 1912). Основы теории Л. р.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …   Музыкальная энциклопедия

  • Социология музыки —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. logos слово, учение) наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её обществ. бытования на муз. творчество, исполнительство и публику. С …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»